Создание стекла по масштабам открытия — колоссальное научно-техническое и культурное достижение, его появление в истории техники и культуры может быть сопоставлено с открытием металлов, керамики и металлических сплавов.
Открытие стекла содержало огромный потенциал творческой энергии, который можно сказать, не опасаясь преувеличений, не исчерпан еще до настоящего времени. Оконное и автомобильное стекло, стеклянные изделия для пищи и жидкостей повышали комфорт и материальное благосостояние, достаток и процветание. Стекло внесло важный вклад в интеллектуальное, научное и индустриальное развитие цивилизации.
Возникновение древнего стеклоделия восходит к середине III тысячелетия до н. э. Первые мастерские по изготовлению несложных изделий из стекла в виде бус, сосудов и браслетов появляются в Египте и Месопотамии в середине II тысячелетия до н. э. В эллинистический период развиваются способы горячей обработки стекла: прессование, наклад, резание, шлифование.
История листового стекла начинается в I веке н. э. Первые находки плоского стекла обнаружены при раскопках зданий бань в Помпеях и Геракулануме. Плоское оконное стекло выливалось и прокатывалось на твердой поверхности. Позже, на востоке Римской империи появляются два способа ручного выдувания больших пузырей и цилиндров, которые затем открывались и утонялись в плоские пластины и диски. Эти два способа производства оконного стекла быстро распространились по всей Римской империи и в последующие столетия изменят архитектурный облик Европы.
С принятием христианства и развитием церковной архитектуры важным элементом собора становится витраж. Первые витражи состояли из отдельных цветных кусочков стекла, скрепленных свинцовым Н-образным профилем. Стекло отличалось слабой прозрачностью и сильной шероховатостью поверхности.
Первое использование стекла в транспортных средствах началось в средневековье с остекления окон и отверстий в крытых повозках и носилках в виде витражных стекол (рис.1).
В XVI в. венецианские мастера в процессе улучшения производства зеркал открыли способ варки прозрачного стекла, используя более чистые исходные материалы. Работая над усовершенствованием качества зеркальных пластин, мастера из Мурано для выравнивания поверхности плоского стекла применили способ шлифовки и полировки стекла. С этого времени, появляются два типа листового (плоского) стекла, имеющих различное качество и назначение: оконное стекло для остекления окон и полированное зеркальное стекло. Полированное стекло имело хорошую прозрачность и оптическое качество поверхности, так необходимое в производстве зеркальных пластин и через 250 лет было использовано в первых автомобилях.
В 1680-годах во Франции был открыт способ производства больших листов зеркального стекла методом литья на плоскую поверхность и прокатом с помощью железного валика. Для выравнивания поверхности стекла применялась шлифовка и полировка.
В XVI-XVII вв. в моду входят городские и дорожные кареты. Появились кареты с кожаными боковыми тентами и жесткой крышей (рис.2). Согласно источникам, полированное стекло было впервые применено в окнах кареты Людовика XIV, во время сражения во Фландрии в 1670 г.
В середине XIX в. после промышленной революции в Англии были созданы условия для перевода технологии на машинный способ производства листового стекла. Строительный бум способствовал широкому применению листового стекла для остекления городских и промышленных зданий, фабрик, железнодорожных станций и теплиц. Появление новых архитектурных конструкций, например, сплошного металлического каркаса, требовал создание новых форм и размеров стекла. Так впервые в конструкции стеклянного дома «Кибл Палас», построенного в 1882 году архитектором Джоном Киблом в Глазго, было использовано гнутое листовое стекло.
Идея самоходных повозок впервые была высказана в сочинениях английского философа Роджера Бекона (1214-1292) и художника Леонардо да Винчи (1452-1519). В конце XIX в. начинается сборка первых автомобилей, которые в начальный период их истории не были оборудованы автомобильным стеклом. И при движении водители и пассажиры испытывали неприятные ощущения от порывов ветра и частиц пыли, от которых не спасали очки и другие защитные приспособления. На основании многих источников можно полагать, что ветровое стекло появляется в 1904 г. Первые ветровые стекла могли быть складными или подвижными для защиты от ветра и потока пыли. Не случайно, Генри Форд в один из своих первых автомобилей модели Т выпуска 1908 года установил ветровое стекло, которое прилагалось эксклюзивно как дополнительная опция для защиты от ветра (рис.3). С этого момента началось применение автомобильного стекла, сначала в виде плоского полированного стекла, обрамленного в металлическую раму. Название ветрового стекла в английском языке windshield отражало его основную функцию как ветрового экрана.